ЗАО «Стройтрансгаз»: наша цель – быть в числе лидеров мирового нефтегазового строительства
Международный журнал "Бизнес"
11.2013
В августе правительство России утвердило схему территориального планирования трубопроводов до 2030 года. Развитие системы магистральных газопроводов подразумевает реализацию 14 проектов. В их числе – трансконтинентальная система «Южный поток». О перспективах российских подрядчиков на этом проекте в интервью журналу «Бизнес» рассказал Антон Рэй, Генеральный директор одного из крупнейших игроков на рынке нефтегазового строительства – компании ЗАО «Стройтрансгаз».
– «Южный поток» стоимостью свыше $20 млрд – одна из самых актуальных тем для нефтегазовых подрядчиков. Весь рынок буквально в предвкушении тендеров по европейским участкам газопровода. Каково Ваше мнение: велики ли шансы российской стороны получить крупные заказы и подряды на европейских трассах «Южного потока»? Ведь у «Газпрома» не самые безоблачные отношения с Евросоюзом…
– Мне сложно комментировать отношения «Газпрома» и европейских регуляторов. Хотя ни для кого не секрет, что у России немало вопросов к ЕС в части антимонопольного регулирования и Третьего энергопакета. И все же я верю, что тендеров по «Южному потоку» это не коснется. Российские поставщики труб не уступают немецким и японским конкурентам. То же самое касается и строительных компаний – крупные российские игроки имеют огромный опыт реализации проектов в аномальных климатических условиях, на территориях со сложным рельефом, в регионах как с полным отсутствием инфраструктуры, так и в густонаселенных районах, там, где каждая пядь земли – это чья-то собственность, где строителям приходится проходить через автомобильные и железные дороги, огибать газораспределительные и электрические сети.
– В прошлом году «Интерфакс» сообщал, что «Стройгазмонтаж» и ЗАО «Стройтрансгаз» намерены участвовать в тендерах по «Южному потоку». Это действительно так?
– Любая компания принимает решение об участии в тендере, только зная все условия – все выгоды и риски. Тендеры по сухопутным участкам «Южного потока» в ЕС пока не объявлены. Впрочем, одно я точно могу сказать уже сейчас: у нашей компании есть все ресурсы для того, чтобы работать на этом проекте. В собственности ЗАО «Стройтрансгаз» свыше 2700 единиц техники и оборудования, это один из лучших парков в Европе, мы постоянно инвестируем в его обновление. В нашем парке 12 автоматических сварочных комплексов CRC-Evans. Это один из самых высоких показателей на территории бывшего СССР. Команда ЗАО «Стройтрансгаз» – более 12 300 высококвалифицированных специалистов с уникальным опытом и знаниями в сфере сварочных технологий, диагностики и неразрушающего контроля качества. Причем некоторые знания эксклюзивны для России, они использовались более, чем на 20 проектах, включая Сахалин-1, Сахалин-2, КТК, Nord Stream. Работая на проекте ВСТО-2, в 2010 году специалисты ЗАО «Стройтрансгаз» поставили мировой рекорд производительности, выполняя сварочные работы.
Мы первыми в России открыли два крупных учебно-производственных центра – в Смоленской и Томской областях, которые располагают всей необходимой техникой, оборудованием и производственными мощностями для подготовки рабочих и специалистов, востребованных при строительстве и ремонте объектов ТЭК – до 4000 человек в год. Кроме того, в наших центрах проводятся испытания и аттестации сварочного оборудования, материалов, технологий и процессов. Первый центр – «База в Гагарине» в Смоленской области – известен тем, что там проходили испытания и аттестации новых технологий сварки для уникального объекта – береговой части Nord Stream.
В нашем послужном списке десятки успешных проектов и столько же новых контрактов. И даже при нынешнем портфеле заказов наши мощности недозагружены…
– Но ведь очень важно иметь и опыт работы в ЕС. У многих российских подрядчиков его пока нет. Есть ли он у ЗАО «Стройтрансгаз»?
– У нас есть опыт работы в Европе. Во-первых, до прошлого года наша компания входила в группу компаний «Аргус», которая много лет успешно занимается поставками оборудования и материалов для нефтегазовых проектов в самых разных странах мира. «Аргус» постепенно расширяла свой бизнес, строительство стало отдельным направлением деятельности, а потом и отдельной компанией – собственно ЗАО «Стройтрансгаз».
Во-вторых, в 2012 году мы начали объединение ресурсов в сегменте нефтегазового строительства с другим крупным игроком – ОАО «Стройтрансгаз», команда которого обладает многолетним опытом работы за рубежом, в том числе в ЕС. Компания давно работает в Финляндии, занималась проектированием и строительством газопровода GAZELLE в Чехии, который является продолжением всем известного проекта Nord Stream.
Весь этот опыт – и группы компаний «Аргус», и ОАО «Стройтрансгаз» – это часть активов ЗАО «Стройтрансгаз», поэтому мы уверены в собственных силах и наша цель – быть в числе глобальных лидеров мирового нефтегазового строительства.
Кроме того, не забывайте, что строительные компании – и российские, и зарубежные – периодически обмениваются опытом, мы же не на разных планетах живем. Самые крупные игроки входят в Международную ассоциацию строителей трубопроводов и шельфовых сооружений IPLOCA. Ассоциация существует с 1966 года и ЗАО «Стройтрансгаз» также является ее участником. Каждый год члены IPLOCA собираются на специальных конвенциях, очередная встреча прошла в конце сентября в Вашингтоне, ЗАО «Стройтрансгаз» выступило одним из спонсоров мероприятия. Нам очень импонирует главная цель IPLOCA – повышение стандартов строительства трубопроводов, повышение безопасности и эффективности трубопроводной отрасли. ЗАО «Стройтрансгаз» также стремится к постоянному улучшению своей деятельности. Благодаря участию в подобных мероприятиях, мы можем посмотреть, что предлагают другие компании, можем пообщаться и обменяться опытом, узнать о тенденциях и направлениях развития отрасли.
– Чтобы «Южный поток» заработал, реализуется и другой газопроводный проект – «Южный коридор» – для расширения российской газотранспортной системы до побережья Черного моря. Ваша компания ведь участвует в этом проекте?
- Да, ЗАО «Стройтрансгаз» – генеральный подрядчик строительства компрессорной станции «Казачья» в Краснодарском крае, базового объекта «Южного коридора».
– Проект предполагает 10 компрессорных станций, почему именно «Казачью» Вы называете «базовой»?
– Из всех компрессорных станций только «Казачья» будет иметь специальную установку по подготовке газа к транспорту (УПГТ), причем одну из самых мощных в мире. Ведь проектная мощность «Южного потока» – 63 млрд куб. м газа в год, больше чем у существующих морских газопроводов из России, то есть «Северного потока» или «Голубого потока». Именно такой объем газа будет осушаться на «Казачьей» для бесперебойной работы черноморской системы – сырье будет очищаться от влаги, тяжелых углеводородов и механических примесей. Чтобы его путь на расстояние в 900 км по дну Черного моря проходил без помех, необходима очень качественная осушка газа до необходимой точки росы. Максимальная производительность УПГТ составит 195,2 млн куб. м в сутки. Это больше чем, в среднем за день потребляет целая Франция. А если брать ближайшего соседа – Белоруссию – то это почти в 3,5 раза больше.
Так что «Казачью» без всякого лукавства можно назвать уникальным объектом. Представьте, как выглядит УПГТ. По сути это целый завод. Общий вес конструкций превысит 12 тысяч тонн, 20 адсорберов примерно по 225 т каждый, 22 м в высоту и до 6 м в ширину, которые нужно доставить до строительной площадки по предгорным дорогам, минуя все хутора, села и фермы. На севере России, где нет такой плотности населения, подобные конструкции транспортировать проще. А вот для юга нашей страны такое происходит впервые за много лет. В итоге помимо компрессорной станции в регионе будет построена и новая транспортная инфраструктура. Сначала адсорберы по морю доставят в порт Темрюк, где предварительно будет укреплен причал, – иначе порт не сможет принять такой крупногабаритный груз. Дальше агрегаты на баржах двинутся вверх по реке Кубань до станицы Варениковская, которая расположена на левом берегу реки в 35 км от Крымска. Возле станицы будет построен новый причал и пройдут дноуглубительные работы, что позволит баржам швартоваться и осуществлять разгрузку. Затем адсорберы на специальных автомобильных платформах будут транспортироваться к «Казачьей». И поскольку обычная дорога такую нагрузку не выдержит, строится отдельная трасса – примерно 20 км – с дорожным покрытием повышенной прочности.
– Такие масштабные стройки рядом с Черноморским побережьем наверняка беспокоят экологов, ведь это курортная зона…
– Именно для защиты побережья УПГТ решено строить не в конечной точке «Южного коридора» – то есть у самого моря – а на «Казачьей», которая расположена примерно в 30 км от берега. Все детали проекта выверены, он соответствует самым лучшим экологическим стандартам. Все технологические, технические и строительные решения разработаны с учетом природно-климатических и геологических условий местности. На всех наших проектах мы строго следим за рациональным использованием природных ресурсов, система экологического менеджмента ЗАО «Стройтрансгаз» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Я могу вас заверить, что мы применяем лучшие, самые современные стандарты – иначе такая компания, как «Газпром», не выбрала бы нас генеральным подрядчиком. Конкретно на «Казачьей» общая площадь территории, которая подлежит рекультивации и озеленению после строительства, составит 91,3 гектара. Это на десятки процентов больше, чем на аналогичных проектах. И сравнимо с площадью городского микрорайона, где живут тысячи человек.
– Судя по тому, что вы рассказываете, строительство «Казачьей» требует серьезных ресурсов. Хватит ли их для других ваших проектов?
– На строительстве «Казачьей» действительно будут задействованы огромный штат и парк техники – свыше 2000 человек и более 800 единиц оборудования, включая тяжелую технику. Но, как я уже говорил, по капитальному строительству наши мощности недозагружены – и это с учетом серьезного портфеля заказов.
В целом наши ресурсы позволяют выполнять несколько масштабных проектов одновременно и гарантировать при этом самые высокие стандарты качества, лучшие технологии, соблюдение графика и сметы. Понятно, что любой руководитель скажет то же самое о своей компании. Но это не пустые слова. Лучшее подтверждение – наши контракты. Сейчас мы работаем в 40 регионах России. На протяжении 2013 года мы реализуем восемь проектов по газификации – в ЯНАО, Калужской, Тамбовской, Новгородской, Волгоградской и Иркутской областях, в Хабаровском крае и Башкортостане. Параллельно мы выполняем капитальные ремонты газопроводов для пяти дочерних предприятий ОАО "Газпром" – "Газпром трансгаз Томск", "Газпром трансгаз Сургут", "Газпром трансгаз Югорск", "Газпром трансгаз Нижний Новгород" и "Газпром трансгаз Ухта" в более чем 15 регионах. Плюс мы занимаемся строительством участков нового трубопровода компании СИБУР для транспортировки широкой фракции легких углеводородов из ЯНАО до «Тобольск-Нефтехима». Нашими силами идет реконструкция участков газопровода Парабель- Кузбасс, идут работы на второй очереди строительства системы Бованенково-Ухта. И все это без учета новых тендеров, в которых мы также планируем участвовать и, конечно же, побеждать.