Служба доверия

ЗАО «Стройтрансгаз»: наша цель – быть в числе лидеров мирового нефтегазового строительства

Международный журнал "Бизнес"

11.2013

В августе правительство России утвердило схему территориального пла­нирования трубопроводов до 2030 года. Развитие системы магистральных газопроводов подразумевает реализацию 14 проектов. В их числе – транс­континентальная система «Южный поток». О перспективах российских подрядчиков на этом проекте в интервью журналу «Бизнес» рассказал Антон Рэй, Генеральный директор одного из крупнейших игроков на рынке нефтегазового строительства – компании ЗАО «Стройтрансгаз».

– «Южный поток» стоимостью свыше $20 млрд – одна из са­мых актуальных тем для неф­тегазовых подрядчиков. Весь рынок буквально в предвкуше­нии тендеров по европейским участкам газопровода. Каково Ваше мнение: велики ли шансы российской стороны получить крупные заказы и подряды на европейских трассах «Южного потока»? Ведь у «Газпрома» не самые безоблачные отношения с Евросоюзом…

– Мне сложно комментировать отношения «Газпрома» и евро­пейских регуляторов. Хотя ни для кого не секрет, что у России немало вопросов к ЕС в части антимонопольного регулирова­ния и Третьего энергопакета. И все же я верю, что тендеров по «Южному потоку» это не коснется. Российские поставщики труб не уступают немецким и японским конкурентам. То же самое касается и строительных компаний – круп­ные российские игроки имеют огромный опыт реализации проектов в аномальных климати­ческих условиях, на территориях со сложным рельефом, в регионах как с полным отсутствием инфра­структуры, так и в густонаселен­ных районах, там, где каждая пядь земли – это чья-то собственность, где строителям приходится про­ходить через автомобильные и железные дороги, огибать газо­распределительные и электриче­ские сети.

– В прошлом году «Интерфакс» сообщал, что «Стройгазмонтаж» и ЗАО «Стройтрансгаз» намере­ны участвовать в тендерах по «Южному потоку». Это действи­тельно так?

– Любая компания принимает решение об участии в тендере, только зная все условия – все выгоды и риски. Тендеры по сухопутным участкам «Южного потока» в ЕС пока не объявле­ны. Впрочем, одно я точно могу сказать уже сейчас: у нашей компании есть все ресурсы для того, чтобы работать на этом проекте. В собственности ЗАО «Стройтрансгаз» свыше 2700 еди­ниц техники и оборудования, это один из лучших парков в Европе, мы постоянно инвестируем в его обновление. В нашем парке 12 автоматических сварочных комплексов CRC-Evans. Это один из самых высоких показателей на территории бывшего СССР. Команда ЗАО «Строй­трансгаз» – более 12 300 высококвалифицированных специалистов с уникальным опытом и знаниями в сфере сварочных технологий, диа­гностики и неразрушающего контроля качества. Причем некоторые знания эксклю­зивны для России, они использо­вались более, чем на 20 проектах, включая Сахалин-1, Сахалин-2, КТК, Nord Stream. Работая на проекте ВСТО-2, в 2010 году специалисты ЗАО «Стройтран­сгаз» поставили мировой рекорд производительности, выполняя сварочные работы.

Мы первыми в России открыли два крупных учебно-производ­ственных центра – в Смоленской и Томской областях, которые располагают всей необходимой техникой, оборудованием и про­изводственными мощностями для подготовки рабочих и специали­стов, востребованных при строи­тельстве и ремонте объектов ТЭК – до 4000 человек в год. Кроме того, в наших центрах проводятся испытания и аттестации свароч­ного оборудования, материалов, технологий и процессов. Первый центр – «База в Гагарине» в Смо­ленской области – известен тем, что там проходили испытания и аттестации новых технологий сварки для уникального объекта – береговой части Nord Stream.

В нашем послужном списке десятки успешных проектов и столько же новых контрактов. И даже при нынешнем портфеле заказов наши мощности недоза­гружены…

– Но ведь очень важно иметь и опыт работы в ЕС. У многих рос­сийских подрядчиков его пока нет. Есть ли он у ЗАО «Строй­трансгаз»?

– У нас есть опыт работы в Евро­пе. Во-первых, до прошлого года наша компания входила в группу компаний «Аргус», которая много лет успешно занимается постав­ками оборудования и материалов для нефтегазовых проектов в са­мых разных странах мира. «Аргус» постепенно расширяла свой биз­нес, строительство стало отдель­ным направлением деятельности, а потом и отдельной компанией – собственно ЗАО «Стройтрансгаз».

Во-вторых, в 2012 году мы начали объединение ресурсов в сегменте нефтегазового строительства с другим крупным игроком – ОАО «Стройтрансгаз», команда которо­го обладает многолетним опытом работы за рубежом, в том числе в ЕС. Компания давно работает в Финляндии, занималась про­ектированием и строительством газопровода GAZELLE в Чехии, который является продолжением всем известного проекта Nord Stream.

Весь этот опыт – и группы компаний «Аргус», и ОАО «Строй­трансгаз» – это часть активов ЗАО «Стройтрансгаз», поэтому мы уве­рены в собственных силах и наша цель – быть в числе глобальных лидеров мирового нефтегазового строительства.

Кроме того, не забывайте, что строительные компании – и российские, и зарубежные – периодически обмениваются опытом, мы же не на разных планетах живем. Самые крупные игроки входят в Международ­ную ассоциацию строителей трубопроводов и шельфовых сооружений IPLOCA. Ассоциация существует с 1966 года и ЗАО «Стройтрансгаз» также является ее участником. Каждый год чле­ны IPLOCA собираются на специ­альных конвенциях, очередная встреча прошла в конце сентя­бря в Вашингтоне, ЗАО «Строй­трансгаз» выступило одним из спонсоров мероприятия. Нам очень импонирует главная цель IPLOCA – повышение стандартов строительства трубопроводов, повышение безопасности и эффективности трубопроводной отрасли. ЗАО «Стройтрансгаз» также стремится к постоянному улучшению своей деятельности. Благодаря участию в подобных мероприятиях, мы можем по­смотреть, что предлагают дру­гие компании, можем пообщать­ся и обменяться опытом, узнать о тенденциях и направлениях развития отрасли.

– Чтобы «Южный поток» зара­ботал, реализуется и другой га­зопроводный проект – «Южный коридор» – для расширения российской газотранспортной системы до побережья Черно­го моря. Ваша компания ведь участвует в этом проекте?

- Да, ЗАО «Стройтрансгаз» – генеральный подрядчик строи­тельства компрессорной станции «Казачья» в Краснодарском крае, базового объекта «Южного кори­дора».

– Проект предполагает 10 ком­прессорных станций, почему именно «Казачью» Вы называе­те «базовой»?

– Из всех компрессорных стан­ций только «Казачья» будет иметь специальную установку по под­готовке газа к транспорту (УПГТ), причем одну из самых мощных в мире. Ведь проектная мощность «Южного потока» – 63 млрд куб. м газа в год, больше чем у существу­ющих морских газопроводов из России, то есть «Северного пото­ка» или «Голубого потока». Именно такой объем газа будет осушаться на «Казачьей» для бесперебойной работы черноморской системы – сырье будет очищаться от влаги, тяжелых углеводородов и меха­нических примесей. Чтобы его путь на расстояние в 900 км по дну Черного моря проходил без помех, необходима очень каче­ственная осушка газа до необхо­димой точки росы. Максимальная производительность УПГТ соста­вит 195,2 млн куб. м в сутки. Это больше чем, в среднем за день потребляет целая Франция. А если брать ближайшего соседа – Бело­руссию – то это почти в 3,5 раза больше.

Так что «Казачью» без всякого лукавства можно назвать уни­кальным объектом. Представьте, как выглядит УПГТ. По сути это целый завод. Общий вес конструк­ций превысит 12 тысяч тонн, 20 адсорберов примерно по 225 т каждый, 22 м в высоту и до 6 м в ширину, которые нужно доставить до строительной площадки по предгорным дорогам, минуя все хутора, села и фермы. На севере России, где нет такой плотности населения, подобные конструк­ции транспортировать проще. А вот для юга нашей страны такое происходит впервые за много лет. В итоге помимо компрессорной станции в регионе будет постро­ена и новая транспортная инфра­структура. Сначала адсорберы по морю доставят в порт Темрюк, где предварительно будет укреплен причал, – иначе порт не сможет принять такой крупногабаритный груз. Дальше агрегаты на баржах двинутся вверх по реке Кубань до станицы Варениковская, которая расположена на левом берегу реки в 35 км от Крымска. Возле станицы будет построен новый причал и пройдут дноуглубитель­ные работы, что позволит баржам швартоваться и осуществлять разгрузку. Затем адсорберы на специальных автомобильных платформах будут транспортиро­ваться к «Казачьей». И поскольку обычная дорога такую нагрузку не выдержит, строится отдельная трасса – примерно 20 км – с до­рожным покрытием повышенной прочности.

– Такие масштабные стройки рядом с Черноморским побе­режьем наверняка беспокоят экологов, ведь это курортная зона…

– Именно для защиты побере­жья УПГТ решено строить не в конечной точке «Южного коридо­ра» – то есть у самого моря – а на «Казачьей», которая расположена примерно в 30 км от берега. Все детали проекта выверены, он соответствует самым лучшим эко­логическим стандартам. Все техно­логические, технические и строи­тельные решения разработаны с учетом природно-климатических и геологических условий мест­ности. На всех наших проектах мы строго следим за рациональ­ным использованием природных ресурсов, система экологиче­ского менеджмента ЗАО «Строй­трансгаз» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 14001:2004. Я могу вас заверить, что мы применяем лучшие, самые современные стандарты – иначе такая компания, как «Газпром», не выбрала бы нас генеральным подрядчиком. Конкретно на «Каза­чьей» общая площадь территории, которая подлежит рекультивации и озеленению после строитель­ства, составит 91,3 гектара. Это на десятки процентов больше, чем на аналогичных проектах. И сравнимо с площадью городского микрорайона, где живут тысячи человек.

– Судя по тому, что вы рас­сказываете, строительство «Казачьей» требует серьезных ресурсов. Хватит ли их для дру­гих ваших проектов?

– На строительстве «Казачьей» действительно будут задейство­ваны огромный штат и парк техники – свыше 2000 человек и более 800 единиц оборудования, включая тяжелую технику. Но, как я уже говорил, по капитальному строительству наши мощности недозагружены – и это с учетом серьезного портфеля заказов.

В целом наши ресурсы позволя­ют выполнять несколько масштаб­ных проектов одновременно и гарантировать при этом самые высокие стандарты качества, лучшие технологии, соблюдение графика и сметы. Понятно, что любой руководитель скажет то же самое о своей компании. Но это не пустые слова. Лучшее под­тверждение – наши контракты. Сейчас мы работаем в 40 регионах России. На протяжении 2013 года мы реализуем восемь проектов по газификации – в ЯНАО, Калужской, Тамбовской, Новгородской, Волго­градской и Иркутской областях, в Хабаровском крае и Башкортоста­не. Параллельно мы выполняем капитальные ремонты газопрово­дов для пяти дочерних предпри­ятий ОАО "Газпром" – "Газпром трансгаз Томск", "Газпром транс­газ Сургут", "Газпром трансгаз Югорск", "Газпром трансгаз Ниж­ний Новгород" и "Газпром транс­газ Ухта" в более чем 15 регионах. Плюс мы занимаемся строитель­ством участков нового трубопро­вода компании СИБУР для транс­портировки широкой фракции легких углеводородов из ЯНАО до «Тобольск-Нефтехима». Наши­ми силами идет реконструкция участков газопровода Парабель- Кузбасс, идут работы на второй очереди строительства системы Бованенково-Ухта. И все это без учета новых тендеров, в которых мы также планируем участвовать и, конечно же, побеждать.

Скачать PDF версию статьи