Газ по коридору

Журнал «Газпром» №6, июнь 2013

01.06.2013

Строительство новой ГТС идет быстрыми темпами

В декабре прошлого года стартовал проект «Южный коридор». Он предполагает, что в течение семи лет будут построены система магистральных газопроводов протяженностью 2506 км и 10 компрессорных станций общей мощностью 1516 МВт. Новая газотранспортная система станет снабжать дополнительными объемами природного газа регионы центральной и южной России, а также обеспечит подачу голубого топлива в «Южный поток». Как и в ряде других крупных проектов «Газпрома», при строительстве планируется использовать передовые технические решения и уникальные технологии.

Строительство разделено на два этапа: сначала будет проложен западный маршрут общей протяженностью свыше 880 км (включая перемычку КС «Кубанская» – КС «Кореновская»), который пройдет от компрессорной станции (КС) «Писаревка» на юге Воронежской области до КС «Русская» на берегу Черного моря возле Анапы. «Русская», которая станет самой мощной КС в мире (448 МВт), выступит в двух ипостасях: будет конечной точкой «Южного коридора» и начальной точкой «Южного потока». Работы на западном направлении планируется завершить в 2015 году, а к декабрю 2017‑го ожидается ввод в эксплуатацию мощностей восточного маршрута протяженностью более 1625 км.

Готовность к марш-броску

Начатые в декабре строительные работы идут быстрыми темпами. По словам Михаила Левченкова, генерального директора ООО «Газпром инвест» (выступает заказчиком по проекту «Южный коридор»), «к настоящему времени уложено в траншеи свыше 300 км линейной части и подготовлены строительные площадки для трех КС».

В середине мая началось строительство станции – КС «Казачья» в Крымском районе Краснодарского края. Ее совокупная мощность составит 200 МВт, ежегодная производительность – 63 млрд куб. м. Обеспечивать потоки газа по западному маршруту будут четыре газоперекачивающих агрегата (ГПА) производства ОАО «Сатурн – Газовые турбины» по 25 МВт каждый. Когда начнется строительство восточного маршрута, на станции появятся еще четыре ГПА. Аналогичное оборудование сатурновского производства (ГПА-Ц-25НК/РМ.С) также будет использоваться и на других новых компрессорных станциях «Южного коридора».

На КС «Кореновская» (совокупная мощность 225 МВт, 125 – на западный маршрут и 100 – на восточный) и на КС «Шахтинская» (125 МВт по западному маршруту). Другая модель агрегатов будет применяться на КС «Русская». Там установят 14 компрессоров ГПА-32 «Ладога» производства ЗАО «РЭП-Холдинг».

Надо отметить, что КС «Казачья» – объект во многом уникальный, она, по выражению Михаила Левченкова, будет «выглядеть, как большой завод».

Это связано с тем, что на станции смонтируют мощную установку по подготовке газа к транспорту (УПГТ), на которой сырье будет очищаться от влаги, тяжелых углеводородов и механических примесей. Цель состоит в том, чтобы российский газ смог совершить марш-бросок длиной 900 км через Черное море. Чтобы его путь через подводный участок «Южного потока» проходил без помех (выпадания в трубе гидратообразований и твердых примесей), необходима более качественная осушка газа до необходимой точки росы.

«Максимальная производительность установки составит 195,2 млн куб. м (средняя – 173 млн) в сутки», – говорит Антон Рэй, генеральный директор ЗАО «Стройтрансгаз», выступающего генподрядчиком строительства КС «Казачья», отмечая, что аналогичная производительность в России (да и во всем мире) пока есть только на одной компрессорной станции – «Портовой», которая относится к балтийскому проекту «Северный поток».

УПГТ представляет собой огромное сооружение весом конструкций свыше 12 тыс. т. «Основные аппараты установки, – поясняет Антон Рэй, – это 20 адсорберов примерно по 225 т каждый, 22 м в высоту и до 6 м в ширину».

Спецдоставка

Понятно, что привезти такую силищу на площадку традиционным способом невозможно, поэтому для решения этой задачи потребовались неординарные решения – в частности, создание дополнительной инфраструктуры.

Доставка адсорберов на КС будет проходить следующим образом. Сначала по морю их доставят в порт Темрюк, где для принятия этих крупногабаритных грузов предварительно укрепят причал. Далее на баржах агрегаты двинутся вверх по реке Кубань до станицы Варениковской, расположенной на левом берегу реки в 35 км от Крымска. Для этого возле станицы построят новый причал и проведут дноуглубительные работы, что позволит баржам швартоваться и осуществлять разгрузку. Следующий номер программы – доставка адсорберов на специальных автомобильных платформах на станцию. Поскольку обычная дорога такую нагрузку не выдержит, построят отдельную трассу с дорожным покрытием повышенной прочности. Таким образом компоненты установки прибудут в пункт назначения, а Краснодарский край, кроме дополнительных объемов газа, получит и объекты транспортной инфраструктуры.

Передовые технологии и оригинальные технические решения будут также применяться и при строительстве других КС, а также линейной части «Южного коридора». Некоторые из них, кстати, успешно прошли апробацию в ходе реализации других проектов «Газпрома» – в частности, при строительстве магистрального газопровода Грязовец–Выборг. Это, например, использование трубной продукции с внутренним гладкостным покрытием, что позволяет увеличить объем транспортируемого газа, или прокладка газопровода методом микротоннелирования на участках трассы со сложными инженерно-геологическими условиями (всего будет построено девять таких переходов). Отдельного упоминания заслуживает технология (также применявшаяся на ГТС Грязовец–Выборг) бесшлейфовой компоновки компрессорных станций, когда узел подключения КС к магистральному газопроводу с камерами приема-запуска очистных устройств разместится непосредственно на площадке станции, а не за ее пределами, как было ранее.

В этом случае не потребуется сооружения привычных газопроводов‑шлейфов от узла подключения до станции. Бесшлейфовая компоновка КС обеспечивает проведение всех технологических операций, связанных с эксплуатацией магистральных газопроводов, в пределах одной промышленной площадки, а также ведет к сокращению капитальных вложений за счет уменьшения металлоемкости и объемов работ при строительстве и сокращает площадь объекта, тем самым снижая нагрузку на окружающую среду.